…te-167">[168].

Достигнуто соглашение о строительстве ещё одного магазина строительных товаров сети «Леруа Мерлен» и ещё одного гипермаркета Metro AG[169] .

Красноярцы предпочитают тратить свои деньги в магазинах: в 2011 г. на организации пришлось 94,9 % оборота розничной торговли; доля продажи товаров на рынках составила всего 5,1 %, потеряв с позапрошлого года более 2 процентных пунктов, а с 2008 г. — больше 3 %[170]. Красноярск — один из самых привлекательных для бизнеса городов[171].

Транспорт Красноярска

Красноярск — крупный транзитный узел, расположенный на пересечении Транссибирской магистрали и исторически сложившихся торговых путей по реке Енисей.

Железнодорожный

Красноярский ж/д вокзал

Через город проходит Транссибирская магистраль, осуществляется железнодорожное сообщение Абакан — Тайшет, Ачинск — Абакан, Красноярск — Богучаны, Ачинск — Лесосибирск. Красноярская железная дорога[173] перевозит 3,2 млн пассажиров в дальнем сообщении и 13,3 млн в пригородном[174]. Планируется запуск высокоскоростных поездов Сапсан.[175][176]. Ведётся строительство железнодорожной линии Курагино — Кызыл[177].

Автомобильный

Коммунальный мост в центре Красноярска. 2011 год.

Через Красноярск проходит автомобильная трасса «Байкал» М53 (Новосибирск — Красноярск — Иркутск)[178], начинаются трассы: «Енисей» М54 (Красноярск — Абакан — Кызыл — Государственная граница), идущая в Монголию (Цаган-Толгой) и «Енисейский тракт» Р409 (Красноярск — Лесосибирск — Енисейск).

Водный

Красноярский речной вокзал. 1952 год.

По Енисею пассажирские суда ходят до Игарки, Дудинки, Дивногорска. Енисейское речное пароходство в 2005 году перевезло 3,3 млн тонн грузов и около 140 тысяч человек. Здание красноярского речного вокзала (1948-52гг.) — одно из красивейших в стране[179][180][181].

Воздушный

В Красноярске два аэропорта: крупнейший в Восточной Сибири аэропорт Емельяново[182], осуществляющий как пассажирские, так и грузовые перевозки на международных[183] и российские авиалиниях, и аэропорт местных воздушных линий Черемшанка. В аэропорту Черемшанка расположены также авиабазы МЧС и ГУВД. В 2008 году на аэродроме аэропорта Емельяново была установлена система огней высокой интенсивности, на самой взлётно-посадочной полосе — осевые огни и огни зоны приземления (так называемый световой ковёр)[184]. Взлётно-посадочная полоса аэропорта Емельяново — первая из трёх в России за Уралом, соответствующая II категории ИКАО.

Аэропорт Емельяново является пунктом технической посадки грузовых рейсов авиакомпании «Lufthansa Cargo»[185] на линии Европа — Азия[186]. Сегодня красноярский аэропорт является вторым по величине после Франкфурта-на-Майне по количеству обслуживаемых рейсов авиакомпании «Lufthansa Cargo»[187]. За восемь месяцев 2011 года было совершено 1.153 самолётовылета авиакомпании[187]. Планируется открытие транзитного воздушного коридора Азия — Красноярск — Северный Полюс — Америка[188]. С 1997 года до 2006 года авиакомпаниями различных стран было выполнено более 750 перелётов по кросс-полярным трассам. В 2008 году частота полётов по кросс-полярным трассам выросла до 400 рейсов в месяц[189]. Планируется открытие аэропорта для иностранных перевозчиков по принципу «открытого неба»[190]. В настоящее время в проект развития грузового комплекса красноярского аэропорта «Емельяново» партнёры вложили более 750 млн рублей. Ожидается, что грузовая инфраструктура в аэропортах «Емельяново» и «Шереметьево» перейдёт в управление одной компании — «Интерпорт». Её создают московские ГК «Кратос» и холдинг «Интеррос»[191].

Как сообщили в «Интерпорте», в общей сложности через терминалы компании в Москве и Красноярске проходит около 12 % всех грузов, перевозимых в России авиа­транспортом. Компания намерена занять 15 % российского рынка с учётом роста общего грузооборота. В итоге в московском авиаузле эта доля в ближайшие три года вырастет до 50 %, а в сибирском регионе — до 90 %[192].

Предполагается создание крупного авиатранспортного узла[193], где будет производиться консолидация и перевалка грузов[194], а также обслуживание транзитных пассажиров. Ведётся проектирование нового пассажирского терминала аэропорта[195]. Строительство нового терминала в аэропорту планировалось начать в 2012 году и первую очередь ввести в эксплуатацию к 2015 году[196]. В феврале 2012 года начались подготовительные работы по строительству терминала[197]. Закончить работы планируется в первом квартале 2014 года[197][198].

В ноябре 2011 года в аэропорту Емельяново был зарегистрирован полуторамиллионный пассажир[199]. За 2011 год было обслужено более одного миллиона шестисот тысяч человек[200][201]. Ожидается, что в 2012 году даже при самом пессимистичном варианте пассажиропоток составит около 1 млн 850 тыс. пассажиров[202].

В начале февраля 2012 года американские грузовые авиакомпании World Airways, National Air Cargo и Atlas попросили Минтранс и правительство Красноярского края разрешить им техни­ческую посадку в аэропорту «Емельяново»[203].

19 декабря 2011 года в аэропорту Черемшанка произошел пожар, в результате чего здание аэровокзала полностью сгорело.

Кроме того, в городе имеется три грунтовых аэродрома IV класса:

  • частный, в микрорайоне Солнечном. Базируются 3 частных самолёта Ан-2;
  • частный, на Кузнецовском плато, сразу за границей города. Бывший аэродром ДОСААФ/РОСТО.

Базируются учебно-тренировочные самолёты Як-52, вертолёт Ми-2;

Ведётся строительство ещё одного частного аэродрома «Придорожный», в 29 км к северу от центра города[204]. Сейчас он работает как гелипорт.

Транспортные компании

Городской транспорт

Строящаяся система линий метрополитена

Первые дилижансы появились в Красноярске в 1896 году. В 1897 году в городе насчитывалось 205 извозчиков; в 1912—335 легковых, 112 водовозных и 242 ломовых (грузовых).

«Около строящегося моста через Енисей возник целый городок… столовые, пекарни, лавочки со съестными припасами, торговцы с мясом, и в последние дни также две бакалейные лавки… Движение стало настолько усиленным, что туда ходит дилижанс несколько раз в сутки» — газета «Енисей», 1896 год.

Регулярное автобусное движение в городе было организовано в 1934 году по маршруту железнодорожный вокзал — площадь Просвещения. В 1935 году пошли первые трамваи (на паровой тяге). В 1959 году по проспекту им. Сталина от железнодорожного вокзала до пл. Просвещения стал ходить троллейбус[205].

В настоящее время в городе насчитывается 1 тыс. 339 единиц общественного транспорта[206]. Общая протяжённость всех городских маршрутов составляет более 1640 км[207].

Основной вид городского транспорта[208] — автобус: на инвентаре находится 1 тыс. 105 автобусов 78 автобусных маршрутов, как городских (муниципальных), так и коммерческих перевозчиков[209]. В общем объёме перевозок муниципальный транспорт занимает в настоящее время 30 %[210].

Также в городе действуют семь троллейбусных (на инвентаре 141 троллейбус[211]; выходит на линии 78 машин), пять трамвайных (на инвентаре 72 трамвайных вагона; выходит на линии 41 вагон) маршрутов и один маршрут, обcлуживаемый микроавтобусами. Особенностью города является то, что в настоящее время трамвайные линии полностью находятся только в правобережной части города, а троллейбусные — в левобережной. Движение отслеживается по спутниковой системе «ГЛОНАСС»[212]. Ежедневно (в будние дни) в общественном транспорте города перевозится около одного миллиона пассажиров[213]. В стадии разработки находится проект скоростного трамвая[214].

Ведётся планомерное обновление подвижного состава городского транспорта (троллейбусами и автобусами большой вместимости в основном импортного производства)[215], в том числе коммерческими перевозчиками[216], при этом автобусы малой вместимости постепенно выводятся из эксплуатации[217]. За последние пять лет город приобрёл 355 автобусов большой вместимости; в 2011 году минский автомобильный завод осуществил поставку ещё 75 автобусов МАЗ-103.476[218], а завод Белкоммунмаш — двадцати троллейбусов АКСМ-321 с асинхронными двигателями[219]. В ближайшие годы планируется довести количество подвижного состава городского (муниципального) пассажирского транспорта до 50 % от выходимого на линии, причём преимущество будет отдано электрическому транспорту[220]. Однако экстенсивное увеличение численности городских автобусов и отчасти троллейбусов ни в коей мере не решит транспортную и инфраструктурную в целом проблемы[221].

В части автобусов имеется возможность воспользоваться бесплатным интернетом[222].

Оплату за проезд в городском транспорте (автобус, троллейбус, трамвай) можно произвести с помощью электронной карты[223]. За год электронной картой расплатилось более 10 миллионов пассажиров[224][225]. Льготные категории пассажиров имеют так называемую «социальную» электронную карту; ею можно воспользоваться и в коммерческом транспорте[226].

С 2005 года по 2009 в системе городского транспорта присутствовал, помимо обычного, кольцевой маршрут городского электропоезда («городская электричка», «наземное метро», S-Bahn[227]). Рассматривается вопрос о его восстановлении[228][229].

Строительство скоростного трамвая

Имеются намерения о строительстве линий скоростного трамвая и всей инфраструктуры «под ключ»[230]. Введение линии в эксплуатацию планируется к концу 2014 года[231]. Предпроектные разработки были представлены на IX Красноярском экономическом форуме[232].

В 2013 году начнётся реконструкция существующей трамвайной сети — на проспекте им. газ. «Красноярский рабочий»[233]. В 2014—2017 годах будет вестись проектирование и строительство шестикилометровой скоростной трамвайной линии от посёлка Энергетиков до ТЭЦ-1 и линии от улицы Матросова до парка «Роев ручей» длиной почти 23 км; в период с 2014-го по 2018 год будет построена линия ТЭЦ-1 — железнодорожный вокзал «Красноярск-Пассажирский» (22 км), в 2015—2020 — Солнечный — железнодорожный вокзал (20 км), в 2016—2020 годах — линию Ветлужанка — ТЭЦ-1, длиной также 20 км.

Строительство метрополитена

С 1995 года строится Красноярский метрополитен[234][235](проектно-изыскательские работы велись с 1986 года)[236][237][238][239]. Линии метро — глубокого заложения: 60 и более метров[235][240][241]. Было пройдено более трёх тысяч погонных метров основных и вспомогательных тоннелей[242][243]. В 2011 году строительство метрополитена было приостановлено[244][245][246][247][248][249], однако возобновление строительства предполагалось[250].

20 мая 2011 года при рассмотрении во втором чтении проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» господствующая в Госдуме фракция «Единая Россия» провалила поправку Валерия Зубова и других депутатов от фракции «Справедливая Россия», согласно которой предусматривалось на сооружение метрополитена Красноярске, Челябинске и Омске выделить по три миллиарда рублей. А спустя немногим более месяца эта же партия «Единая Россия» провела опрос населения на тему о том, какой социальный проект наиболее важен для красноярцев и получила ответ: метро![251][252].

В январе 2012 года губернатором края было принято решение о расконсервации выработок красноярского метрополитена[253][254][255]. В настоящее время вопрос возможной достройки метрополитена в Красноярске остается для краевых властей в числе приоритетных[256].

Мосты

Мосты через Енисей

В черте города пять транспортных мостов через реку Енисей: Железнодорожный — два железнодорожных моста, расположенных рядом, Коммунальный[257], Октябрьский, Мост «777» — совмещённый автомобильно-железнодорожный. В непосредственной близости от границы города находится автомобильный мост через Енисей, соединяющий транспортный обход вокруг Красноярска[258]. В стадии проектирования и строительства — ещё два моста[259].

В настоящее время строительство Афонтовского моста ведётся[260]; предполагается, что к концу 2012 года будут готовы семь опор будущего моста[261].

На остров Татышев ведёт вантовый пешеходный мост.

Мосты через другие реки

Через реку Качу в черте города переброшен 31 мост и мостик — как автомобильный, так и пешеходный; имеются также мосты через приток Качи реку Бугач, через реки Базаиху и Лалетину, через ручей Серебряный.

Информационно-справочные системы

Все изменения в городскую транспортную схему оперативно публикуются в информационно-справочных системах «Yarmap», «2ГИС-Красноярск» и 4гео.

Средства массовой информации

Телецентр построен в Красноярске в 1957 году[262]. В том же году вышла первая телепередача красноярского телецентра[263]. К 2013 году планируется перевести вещание на цифровой формат[264].

Некоторые из гостиниц

  • Marriott[265] (в стадии строительства; срок сдачи — 2014 год)
  • гостиница на Театральной площади[266] (в стадии строительства)

Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz