… самолёты военной и гражданской авиации, в частности экспортные боевые самолёты Су-30 и самолёты-амфибии Бе-200. Производит компоненты для самолётов Airbus A320. На предприятии занято около 12 тысяч человек. «Иркутский завод тяжёлого машиностроения» изготавливает золотодобывающее, горно-обогатительное и металлургическое оборудование. В штате около 700 человек. «Иркутский релейный завод» — предприятие оборонно-промышленного комплекса, изготавливает коммутационную технику. В области производства строительных материалов действуют крупные компании «Иркутский завод сборного железобетона» и «Иркутский керамический завод».

Пищевая промышленность представлена «Иркутским масложиркомбинатом», мясокомбинатом «Иркутский», «Иркутским молокозаводом», «Иркутским хлебозаводом»[144], кондитерской фабрикой «Ангара». Речной порт, расположенный на Ангаре в черте города, производит погрузочно-разгрузочные работы, производит судоремонт. «Восточно-Сибирское речное пароходство» осуществляет пассажирские и грузовые перевозки по бассейну Байкала[145].

ТЦ «Фортуна»

[править] Торговля

На 2011 год действовало 1119 магазинов, 19 розничных рынков, 59 торговых центров, 423 киоска и 741 торговый павильон. Оборот розничной торговли в 2010 году составил 92,5 млрд рублей[146]. Уровень потребительских цен в Иркутске на 3 % выше, чем в целом по России, и сопоставим с Красноярском и Новосибирском[147].

Сети супермаркетов: «Кентавр», владеющий 30 супермаркетами «О’Кеу» и «Цезарь», «Маяк» — 20 супермаркетами «Слата», «Сибирская компания» — 16 супермаркетами «Багира», «Амик Кэш энд Кэрри» — 11 супермаркетами «Бонус» и «Поляна». Действует 877 предприятий общественного питания, в том числе 55 ресторанов. Открыты сети быстрого обслуживания под международными марками Subway, Papa Johns, «Бростер Фуд» и другие[148].

[править] Связь

Крупнейшие операторы проводного интернета: «Ростелеком», «Сибтелеком», «Деловая сеть-Иркутск», «Байкал-Телеком» и «Ориент-Телеком». Средняя стоимость интернета в Иркутске на начало 2011 года составила 1022 рубля за 1024 Кбит/с, что оказалось значительно дороже, чем в более западных регионах[149]. В 2011 году в многолюдных местах города стал появляться бесплатный Wi-Fi[150].

Услуги стационарной телефонной связи оказывают более 20 операторов, в том числе «Ростелеком», «Сибтелеком», «Таксофон» и другие. Количество телефонных номеров стационарной связи составляет 221 тысячу, в том числе квартирных телефонов — 173 тысячи. Мобильная связь представлена операторами сотовой связи «МегаФон», «МТС», «БиЛайн», «Байкалвестком»[151].

[править] Туризм

Въездной туризм в Иркутске носит преимущественно транзитный характер по пути на Байкал. Иностранные туристы задерживаются в городе в среднем на 1,5—2 дня, большинство из которых — путешественники из Китая, Германии и Японии[152]. 70 % туристического потока приходится на летний сезон, пик нагрузки — на время проведения Байкальского экономического форума в сентябре[153]. В 1980-е годы город ежегодно посещало свыше 40 тысяч иностранцев[154].

Номерной фонд гостиниц и аналогичных средств размещения в 2011 году составил 3,9 тыс. мест. Действует 72 туроператора. В сфере туризма занято 23,4 тыс. человек.[155] Из гостиниц международного уровня открыт трёх-звёздочный отель сети Marriott. Среднегодовая загрузка гостиниц не превышает 40 %[156].

Ежегодно проходит туристическая выставка «Байкал-Тур». Санаторно-курортное лечение оказывают курорт «Ангара», санатории «Иркут», лёгочно-туберкулёзный «Синюшина Гора» и детский «Подснежник». В окрестностях города расположен архитектурно-этнографический музей «Тальцы».

[править] Транспорт

Через левый берег Ангары по городу проходит 4-полосная федеральная автодорога «Байкал» М53 М55 AH6 Новосибирск — Чита. С правого берега уходят областные трассы Р418 на посёлок Усть-Ордынский, по Александровскому тракту — на Усть-Уду, по Байкальскому тракту — на Листвянку. К западу в направлении Шелехова проходит обход Иркутска. До 2020 года планируется создание кольцевых автомобильных дорог внутри и за пределами города[157].

Транспортные переходы через Ангару проходят по плотине ГЭС и трём мостам — Глазковскому в центре, Иннокентьевскому и Академическому[158]. Железнодорожный мост проходит через реку Иркут. Действует несколько подземных пешеходных переходов и два надземных. В 2008 году на долю иномарок приходилось 66 % парка всех легковых автомобилей[159]. На 2012 год в городе зарегистрировано 208 тысяч автомобилей[160]. В 2011 году на дорогах города погибло 78 человек[161].

Речной транспорт по обеим сторонам плотины ГЭС, не имеющей шлюзов, представлен двумя речными вокзалами: вокзалом «Ракета» выше плотины для экскурсионных туров в сторону Байкала и «Речным вокзалом» в центре города для сообщения по Ангаре ниже плотины. С июня по сентябрь регулярно курсируют пассажирские теплоходы на Братск и Большие Коты. От речного порта в предместье Марата «Восточно-Сибирским речным пароходством» осуществляются грузоперевозки черемховского угля, леса и строительных материалов до Макарьева.

[править] Общественный

Иркутский трамвай

Общественный транспорт города представлен муниципальными предприятиями «Иркутскавтотранс» и трамвайно-троллейбусным «Иркутскгорэлектротранс», также 235 частными перевозчиками. Парк муниципальных автобусов насчитывает 182 автобуса, в том числе 101 автобус большой вместимости и 81 средней вместимости[162]. Помимо автовокзала имеется автостанция в удалённом микрорайоне Ново-Ленино.

Действует 98 городских автобусных, одиннадцать троллейбусных и шесть трамвайных маршрутов. В 2009 году на автобусные линии выходили 1400 частных автобусов и микроавтобусов; которые перевезли 49 % от общего объёма пассажиров, муниципальным транспортом — 51 % пассажиров[163]. Из-за большого количества «маршруток» и их изношенности властями неоднократно поднимался вопрос замены микроавтобусов обычными автобусами более высокой вместимости[источник не указан 143 дня].

Трамвай появился в 1947 году. 5 маршрутов общей длиной 66 км охватывают преимущественно правый берег Ангары, включая центр, соединяя его с левым берегом линией на вокзал и Студгородок. 37 трамваев на линиях ежедневно перевозят более 70 тысяч пассажиров[164]. Троллейбус появился в 1970 году. 10 маршрутов связывают удалённые районы, кроме Ленинского округа. Ежедневно на линию выходит 55 троллейбусов[165]. Услуги обычного такси оказывает более 100 таксомоторных компаний. Стоимость поездки на 2011 год составляет от 150 рублей.[166] Износ подвижного состава муниципального пассажирского транспорта в 2011 году составил: по троллейбусам — 12 %, автобусам — 42 %, трамваям — 86 %[167].

[править] Железнодорожный

Вокзал Иркутск-пассажирский

Иркутск — железнодорожный узел Транссибирской магистрали, место размещения управления Восточно-Сибирской железной дороги. В городе имеется два вокзала — на станциях Иркутск-пассажирский и Иркутск-сортировочный, на которых останавливаются все пассажирские поезда. Грузовые поезда идут в обход основной части города по объездному пути «Иркутск-Сортировочный — Гончарово». В пределах города расположены также станции: Кая, Военный городок, Батарейная и 8 остановочных пунктов.

Вокзал станции «Иркутск-Пассажирский» — памятник архитектуры; перестроен в 1907 году. В сутки станция пропускает около восьми тысяч пассажиров пригородных электропоездов и поездов дальнего следования[168]. С вокзала отправляются туристические поезда «Кругобайкальский экспресс» и «Байкальский круиз» в путешествие по Кругобайкалке до конечной станции Порт Байкал. Фирменный поезд «Байкал» преодолевает расстояние до Санкт-Петербурга менее, чем за четверо суток. Пригородное сообщение осуществляется по двум направлениям: Ангарскому на северо-запад до Зимы и Шелеховскому на юго-запад до Слюдянки. Электропоезда используются также в качестве внутригородского транспорта. В отдалённой перспективе до 2030 года планируется создание скоростного движения между Иркутском и Красноярском[169].

[править] Воздушный

Аэропорт «Иркутск» действует с 1925 года (статус международного — с 1954 года), расположен в черте города в 5 км от центра. Из него осуществляются регулярные и чартерные рейсы во многие города России, страны Европы и Азии, а также в северные районы области. Пассажиропоток в 2011 году составил 1,26 млн человек[170]. В аэропорту базируются местные авиакомпании: «ИрАэро» — осуществляет перелёты по всей России, и «Ангара» — производит полёты по области и в близлежащие регионы. В Ленинском округе на территории авиазвода действует испытательный аэродром «Иркутск-2». Строительство аэропорта «Иркутск-Новый» в 24 км к северо-востоку от города откладывается на неопределённый срок из-за отсутствия федерального финансирования[171]. За период с 1952 года по 2006 годы в городе и вблизи него произошло свыше 20 авиакатастроф, за что Иркутск приобрёл славу «города падающих самолётов»[172]. Среди крупных происшествий — катастрофа грузового самолёта Ан-124, упавшего на жилые дома в 1997 году, и пассажирского самолёта А-310, пробившего бетонное ограждение во время посадки в 2006 году.

[править] Коммунальное хозяйство

Муниципальный заказ по текущему содержанию дорог выполняют муниципальные предприятия «Иркутскавтодор» на правом берегу и «Спецавтотранс» на левом. В городе образуется около 2,1 млн м³ твёрдых отходов в год. Полигон твёрдых бытовых отходов имеет площадь 47 Га, расположен на 7-м км Александровского тракта. Вывоз бытовых отходов осуществляют компании МУП «Спецавтохозяйство», компании «Петр и компания», «Чистый город» и другие. Газораспределительная система на территории города отсутствует. По правобережной периферии города проходит керосинопровод Ангарск — аэропорт «Иркутск». На 2014 год запланировано строительство газопровода «Чиканское газоконденсатное месторождение — Саянск-Иркутск»[173]. На рынке услуг по управлению многоквартирными домами управляющие компании занимают 81 %, ТСЖ — 16 %[174]. Важную хозяйственную роль в жизнедеятельности Иркутска играет Ангара, которая питает город водой, тепло-, электроэнергией, и одновременно является водоприёмником сточных вод.

[править] Электро- и теплоснабжение

Сквер Кирова ночью: вид из самолёта

Источники электроснабжения — Иркутская ГЭС и Ново-Иркутская ТЭЦ. Подача электричества потребителям производится с четырёх подстанций 220 кВ, двадцати трёх ПС-110 кВ и двенадцати ПС-35 кВ[175]. Основной поставщик электроэнергии — «Иркутская электросетевая компания». Сети обслуживаются компанией «Южные электрические сети». Тарифы для населения остаются низкими (68 копеек за кВт/ч в 2011 году)[176].

Источники теплоснабжения — Ново-Иркутская ТЭЦ, более 100 котельных, около 40 электрокотельных. Всего в эксплуатации — 475 км тепловых сетей[177]. На выработку электроэнергии и тепла приходится до 88 % твёрдого топлива и около 13 % мазута. На начало 2010 года 30 % тепловых сетей находились в ветхом состоянии, срок эксплуатации большинства сетей превышал возраст 25-30 лет. В Ленинском округе действует три системы централизованного теплоснабжения — котельные районов Ново-Ленино, Иркутск-II и Жилкино. Остальные округа получают тепло от Иркутской ТЭЦ. Предместья Рабочее и Радищево обогреваются квартальными котельными[173]. Отопительный сезон начинается 15 сентября и длится 240 суток[73].

[править] Водоснабжение и водоотведение

Иркутская ГЭС

Централизованное водоснабжение существует с 1904 года. МУП «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» обеспечивает население и предприятия питьевой водой, осуществляет водоотведение и очистку сточных вод. Основной источник водоснабжения — поверхностные воды из Иркутского водохранилища в черте города, забор воды из которого осуществляют 2 узла — «Ерши» и «Сооружение № 1». Основной водозабор — Ершовский: открыт в 1971 году, расположен в районе Ершовского залива в 2 км от плотины ГЭС, мощность — 210 тыс. м³/сутки, оператор — МУП «ПУ ВКХ». Водозабор обеззараживает воду хлором и подаёт её в сети Иркутска и Шелехова. «Сооружение № 1» мощностью 270 тыс. м³/сутки установлено в теле плотины Иркутской ГЭС, оно снабжает водой Ново-Иркутскую ТЭЦ. В микрорайоне Зелёный действует водозабор Ушаковского месторождения подземных вод мощностью до 5 тыс. м³/сутки. Протяжённость водопроводных сетей — 728 км, 50 % которых в 2010 году были полностью изношены. 46 % от общего объёма реализуемой приходится на население, 34 % — предприятия энергетики, 12 % — на промышленные предприятия, 8 % — организации коммунально-бытового назначения. Байкальская питьевая вода характеризуется жёсткостью и низкой минерализацией: практически отсутствием железа, цинка и меди[173].

Централизованное водоотведение в городе появилось в 1955 году. Система канализации подразделяется на левобережный (288 тыс. м³/сутки) и правобережный бассейны (223,5 тыс. м³/сутки). Протяжённость канализационных сетей — 714,8 тыс. метров, из которых 47 % в начале 2010 года были полностью изношены. Очистные сооружения принимают 472 тыс. м³/сутки (при проектной мощности — 150 тыс. м³/сутки).[173] Четверть всех канализационных стоков города сбрасывается в Ангару без очистки[178]. Система ливневой канализации децентрализована, развита в основном в центральной части города и в Октябрьском округе, принимает 73 % от общего объёма водостока. Протяжённость коллекторов в 2010 году составил 62 км, 30 % коллекторов находились в аварийном состоянии; имелось 56 организованных выпусков, в том числе 39 — на берегу Ангары[173].

[править] Наука и образование

Библиотека им. Молчанова-Сибирского

В Иркутске работает 112 дошкольных учреждений; 77 общеобразовательных учреждений, в которых обучается свыше 59 тысяч школьников[179]. К среднеспециальным учебным заведениям относятся медицинское, художественное, театральное училища; аграрный, гидрометереологический, геологоразведочный техникумы, техникумы архитектуры и строительства, кино и телевидения, экономики и права, техникум олимпийского резерва; энергетический, машиностроительный колледжи, колледжи культуры, физкультуры, педагогического образования, экономики и туризма.

Действует 23 ВУЗа, в том числе филиалы. В иркутских вузах работают сотни докторов и более двух тысяч кандидатов наук, ведётся преподавание по 260 специальностям[180]. Общее количество студентов в 2011 году достигло 120 тысяч человек[181]. Из академий действуют Восточно-Сибирская государственная академия образования, ИГСХА, САПЭУ; из институтов — Восточно-Сибирский институт МВД РФ, БГИ, ВСИЭП, ИИМТ. Открыты филиалы Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz